В.И. Щербаков:
Мы — надежный производственный партнер

Интервью основателя и главного акционера АВТОТОР В. И. Щербакова аналитическому агентству «Автостат», публикация от 18.09.2023 г.

Рабочая ссылка — https://www.autostat.ru/interview/55656/

Калининградский завод «АВТОТОР» лет десять назад был лидером по сборке иномарок в России, а в рейтинге крупнейших производителей автомобильной техники он уступал лишь АВТОВАЗу. В 2022 году «АВТОТОР» вернул себе титул №1 по производству иномарок, причем компания вынуждена была переориентироваться с выпуска автомобилей корейских и немецких брендов на китайские. В чем секрет успешной деятельности? Почему предприятие уже почти 30 лет является одним из ведущих в отечественном автопроме? Какие задачи стоят перед «АВТОТОРом» сегодня? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью партнеру агентства «АВТОСТАТ» Игорю Моржаретто рассказал основатель и главный акционер завода «АВТОТОР», доктор экономических наук, Владимир Щербаков.

— Владимир Иванович, за последнее время все изменилось в автопроме. Все, что было нормой два года назад – стало иначе. Зарубежные партнеры ушли. Но ваш завод, «АВТОТОР», сумел «перестроиться на марше» в невообразимо короткие сроки. Вчера производили продукцию корейских и немецких марок. Прошло буквально три месяца — и уже были подписаны соглашения с китайскими производителями, еще два месяца – и эти китайские автомобили были на конвейере. За счет чего удалось это сделать? Что тут главное – слаженная работа вашей команды, помощь правительства, региональных властей или все вместе?

— Вы знаете, в принципе все сложилось. Во-первых, мы работали немного иначе, чем остальные предприятия. За многие годы научились понимать партнера и нашли свое правильное место в системе. Почему корейцы к нам пришли? Почему BMW с нами подписал договор? Изначально начинали небольшой группой, все имели опыт работы в автопроме. И мы прекрасно понимали, что создать с нуля новый автомобиль не сможем (хотя бы потому, что в СССР не было современной отрасли производства комплектующих, тут мы отставали, в моем понимании, лет на 15 – 20). У нас самих конструкторско-технологической компетенции для создания новой модели автомобиля не было, а вот поставить современный автомобиль в производство – да. Знаете, когда в середине 90-х годов прошлого века создавался «АВТОТОР», у многих отечественных предприятий были неоправданные амбиции. Иностранные компании в то время искали производственные площадки в России, в том числе на заводах бывших советских автогигантов. Потом делились впечатлениями: «Послушай, я приехал туда, прошел по конвейеру, у них на многих операциях основной технологический прием – метод «кувалдирования». И как я могу доверить производство такому заводу?». Мы сразу сказали, что готовы стать производственным партнером. Сами сделаем инвестиции во все, что стоит на земле или закопано в ней: здания сооружения, инженерную инфраструктуру, все построим по согласованному вами проекту, не просим денег на эти работы, но просим передать для производства продукт – автомобиль, технологии его производства и ноу-хау, поставить специальное оборудование, без которого этот автомобиль невозможно изготовить, внедрить системы качества на производстве, помочь обучить наш персонал. Более того, мы просим, чтобы первое время управляющие были ваши. В первый период работы с BMW у нас было человек 20 немцев на производстве – целая дирекция! И главное, чего они больше всего боялись, так это за качество сборки. Был директор из BMW – Лиске, который напечатал кучу своих бизнес-карт с фотографией. На лобовое стекло изнутри их клеил и писал: «Я, такой-то, директор по качеству «АВТОТОРа» лично принял этот автомобиль. Роспись. Если у вас есть вопросы или претензии – вот мой телефон, звоните мне напрямую». Потом мы долго подбирали коллектив. Наверное, раз пять полностью его заменили. Научились работать, заработали авторитет компании, которая выпускала BMW, Kia, Hyundai, Hummer, Opel, Chevrolet, Cadillac, GMC и др. Выпустили более 200 моделей общим числом более 2,5 млн автомобилей и по нашим операциям претензий за 25 лет совместной работы практически не было. Все это знали на рынке и каждый раз наши партнеры подчеркивали, что «АВТОТОР» – это очень серьезная команда. И мы правильно выбрали свое место в производственном процессе, понимали, что у нас есть компетенции для адаптации автомобиля под потребности нашего покупателя. Поэтому, например, в автомобиле BMW (а мы производство начинали с «пятерки») было внесено около 40 конструктивных изменений по доработке под наши природно-климатические и главное – эксплуатационные условия. И так мы работали с каждой моделью. И еще раз про команду. Наши люди, которые пришли сейчас к руководству, занимались вопросами как раз производственного характера – как закупить, что закупить, как провести по логистике, как подготовить правильно, чтобы не было у таможни вопросов, как правильно устроить разгрузку в Калининграде, как правильно организовать производство, как отгрузить, как передать. Весь этот механизм был уже разработан и отработан, начиная с партнерства Kia. Проект с Hyundai, например, вошел в этот механизм как «ножик в масло», потому что это абсолютно одинаковые технологии. Например, с той же Chery мы тоже работали. И за 1 – 1,5 года вывели их по сборке с нуля до 40 тысяч штук. Но потом нам настучали по голове как следует, объяснили, почему мы не правы. Китайцев на нашем рынке тогда видеть не хотели. Поэтому сейчас, когда вдруг ситуация изменилась, все заводы остановились, мы поняли, что не надо на кого-то рассчитывать, надо быстро искать партнера. Конечно, в первую очередь поехали в Китай и Индию.

Далее см. оригинал

Международная Академия менеджмента