В.И.Ресин:
Стратегия прорыва

Почетный академик Союза экспертов в области управления «Международная Академия менеджмента», председатель Экспертного совета (жюри) Московского городского конкурса управленцев «Менеджер года»,  депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заслуженный строитель и инженер Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Владимир Иванович Ресин о переменах и реформах в строительной отрасли, которые помогут ей стать более открытой и конкурентоспособной.

Результатом реформ должна стать эффективная, конкурентоспособная и открытая строительная отрасль

В последние годы в российском строительстве идут масштабные преобразования. Кардинальным образом меняются механизмы финансирования жилищного строительства, происходит переход к проектному финансированию жилищных проектов. Динамично развивается рынок ипотечного кредитования. Продолжается реформа ценообразования в строительстве. В сферу проектирования и строительства активно внедряются новые технологии и материалы. Все эти процессы требуют своевременного и качественного законодательного сопровождения, и неудивительно, что в последнее время законодатели уделяют много внимания строительной отрасли. Об этом в интервью «СГ» рассказал депутат Госдумы, член Комитета по транспорту и строительству, заслуженный строитель России Владимир РЕСИН.

«СГ»: Владимир Иосифович, профессиональное сообщество активно обсуждает сейчас проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. По вашему мнению, к чему надо стремиться строителям?

Владимир Ресин: Стремиться нам надо к тесному государственно-частному партнерству, цифровизации, высокой компетентности, хорошей репутации и взаимному доверию всех участников градостроительной деятельности.

«СГ»: Что бы вы выделили как самое важное звено Стратегии?

В. Р.: На мой взгляд, развитие строительного комплекса, реализация сложных проектов с использованием передовых технологий и инновационных материалов требуют, прежде всего, совершенствования института «заказчика». Это понятие включает в себя весь набор мероприятий, обеспечивающих эффективную систему взаимоотношений в системе капитального строительства.

«СГ»: Какие законодательные акты необходимо принять для того, что обеспечить эффективную реализацию Стратегии?

В. Р.: Сегодня в рамках цифровой экономической трансформации ставится задача преобразования института строительной экспертизы в институт управления эффективностью проектов. Эта стратегическая цель уже прозвучала на заседании Межправительственного совета стран СНГ по сотрудничеству в строительной деятельности и поддержана профессиональным экспертным сообществом. Это направление включено в разрабатываемую Стратегию. Часть новаций из плана Главгосэкспертизы и Минстроя России вошла в подписанный в июне текущего года федеральный закон № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, в этом законе четко обозначены особый статус застройщика и технического заказчика, главного инженера проекта, их роли и ответственность в реализации проектов строительства. Продолжением принятых положений федерального закона № 151-ФЗ являются ключевые поправки к законопроекту № 503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории…)». При этом хочу подчеркнуть, что, готовя поправки в Градостроительный кодекс, нельзя забывать еще один базовый закон для строительной отрасли — Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, который всегда должен соответствовать вводимым инновациям в градостроительстве. Надеюсь, что с принятием этих важных законопроектов нам удастся решить задачи, поставленные перед строительной отраслью в майском указе президента.

«СГ»: Сейчас в строительной отрасли разворачиваются радикальные перемены. Насколько готовы к ним строители?

В. Р.: Реформирование жилищного строительства — это непрерывный процесс. Базовый федеральный закон № 214-ФЗ был принят пятнадцать лет назад, в 2004 году. Он во многом определил путь развития системы долевого участия физических лиц в жилищном строительстве. Наши граждане, готовые инвестировать в покупку квартир, на определенном этапе стали главной финансовой составляющей и движущей силой жилищного строительства. Однако со временем стало ясно, что система стала давать сбои, обострилась проблема обманутых дольщиков. Государство как главный регулятор осознавало свою ответственность за сложившуюся ситуацию, поэтому и было решено провести реформу. Сегодня принято уже двадцать пять пакетов поправок к закону № 214-ФЗ и ряду других законов. Они посвящены созданию единого института развития жилищного строительства ДОМ.РФ, широкому внедрению ипотеки, формированию системы взаимодействия застройщиков с банками, созданию региональных фондов защиты прав дольщиков. Думаю, большинство участников рынка с пониманием относятся к нововведениям, понимают, что их цель — создание цивилизованного, прозрачного и безопасного рынка жилья.

«СГ»: Экономика страны переживает сегодня непростые времена: темпы роста невелики, реальные доходы населения стагнируют. Насколько реально в такой ситуации достижение целевых показателей национального проекта «Жилье и городская среда»?

В. Р.: Действительно, еще несколько лет назад мы рассчитывали на сохранение докризисных темпов роста жилищного строительства и наращивание объемов инфраструктурного строительства. Однако сложная макроэкономическая и геополитическая ситуация негативно сказалась на инвестиционном климате в России, в строительной отрасли это особенно проявилось на региональном и муниципальном уровне. Предпринятая реформа жилищного строительства, основанная на поэтапном переходе к проектному финансированию с одновременным вовлечением в хозяйственный оборот территорий и земельных ресурсов под комплексное развитие, является, на мой взгляд, главным и определяющим шагом для совершенствования жилищной политики в регионах. При условии модернизации существующих производств индустриальное домостроение может стать решающим фактором в достижении высоких темпов жилищного строительства с постепенным снижением стоимости квадратного метра. А опыт строительства доступного и качественного малоэтажного жилья с применением энергоэффективных технологий в нашей стране имеется.


Цитата:

Жилищное строительство — это сектор , по которому определяют благополучие наших граждан . Каждому периоду развития страны соответствовала своя программа жилстроительства. Сегодня это национальный проект «Жилье и городская среда»


Справочно:

За счет развития экономических центров общая территория населенных пунктов должна увеличиться в ближайшие десять лет в 1,5 раза, территория под застройку в 2 раза — до 6,5 млн гектаров. При этом доля нового малоэтажного строительства должна составлять примерно 70%, доля многоэтажного — около 30%.
№30 от 02.08.2019
Автор: Сергей ВЕРШИНИН

Источник: https://www.stroygaz.ru/publication/item/strategiya-proryva/

Международная Академия менеджмента