1941-1945
Снижение издержек оборонной промышленности

1941-1945

Во время Великой Отечественной войны оборонная промышленность СССР переживала грандиозный подъем — выпуск продукции рос рекордными темпами.

Главным требованием было одно: дать фронту всё необходимое — быстро, много, надежно. В этих условиях вопрос рентабельности отходил на второй план. Продукция массово удешевлялась директивами: цены на танки Т-34 и самолёты ЯК-7 снижались на 30–35%, часто — ниже себестоимости. Заводы, наращивая выпуск, фактически теряли деньги. И всё же работали.

💸 Чем больше производишь — тем больше убытков. Цена на самолет ЯК-7 для завода №153 в 1942 г. была установлена на уровне 123 тыс. руб., при себестоимости в 133,7 тыс. руб.

Чтобы «вписаться» в новые экономические условия, предприятия переходили на интенсивные методы: пересматривали нормы выработки, внедряли поточные линии, экономили сырье. Только за 1942 год нормы выработки увеличили на 16–24%, а расценки снизили на 10–15%.

🔧 Поток вместо штучного производства. На заводе №179 внедрение потока по производству снарядов позволило снизить себестоимость 76-мм снаряда на 72,4%.

Даже при дефиците материалов и низкой квалификации новых рабочих, заводы стремились к качеству. Вводились отделы технического контроля, снижались потери от брака, внедрялись рационализаторские предложения. В то же время, убытки покрывались дотациями, а по окончании войны — массовыми списаниями долгов и денежной реформой 1947 года.

📉 Рентабельность — на потом. К 1945 году себестоимость угля выросла на 72,5%, но цена оставалась неизменной. Убытки металлургов и энергетиков компенсировались из бюджета.

Экономическая модель «победы любой ценой» показала невероятную мобилизационную мощь советской системы. Но и привела к послевоенному финансовому кризису, с которым пришлось бороться уже в мирное время.


Источник:

Шевченко В.Н. «Мы за ценой не постоим…»: к вопросу о рентабельности военного производства в годы Великой Отечественной войны // Вестник КрасГАУ. – 2012. – №6. – С. 278–283.

Международная Академия менеджмента