М.А. Коробейников
Нам нужна российская мечта

Полицентризм: существует ли возможность для современной России стать лидером в мировом сообществе?

Выступление вице-президента Международной Академии менеджмента, члена — корреспондента Российской академии наук Михаила Антоновича Коробейникова на круглом столе «Проблемы менеджмента в XXI веке» на тему «Полицентризм — конкуренция за лидерство» 16 ноября 2017 года

Полицентризм, как понятие, имело место на всех этапах развития человечества. Но особую роль и значение это понятие приобрело в современном мире, развитие которого получило по восходящей спирали со все нарастающим блоком противоречий и различных революций. Не успеет устаканиться одно революционное противоречие – рождается другое. Ведь посмотрите, что происходит сегодня на просторах мировых империй – они постоянно беременны революциями, которые, как правило, преследуют цель – стать лидерами в мире. Причем, полицентризм сегодня принадлежит не только крупным государствам-империям, но в том числе и маленьким странам и народностям, потому что у каждого есть свои интересы: экономические, политические, национальные и тому подобные.

В чем же все-таки суть современного полицентризма, каково содержание? Существует классическое определение полицентризма, как понятие, характеризующее множественную политическую структуру современного мир, субъекты которого предстают в качестве суверенных государственно-организационных центров силы и развития. Полицентризм используется для квалификации определенных типов международных отношений. Современное многообразие типологий международных систем связано, как правило, с определением количества великих держав или сверхдержав и распределением силы, мощи влияния между ними. Если к доминирующим двум государствам биполярной системы присоединяются сопоставимые с ними по мощи новые страны-челенджеры, то система трансформируется в полицентричную. К таковой же принадлежат равновесные системы (или системы баланса сил), где несколько государств сохраняют примерно равное влияние на ход международных событий. И только в международной системе имперского типа господствует единственная держава, далеко опережающая все остальные государства своей совокупной мощью. Таким государством в современном мире является США, или по крайней мере пытается им быть, поскольку на нее в плотную наступают Китай, Россия, Евросоюз – тройка мировых лидеров. Причем Евросоюз – это кладезь регионального лидерства и примат европейского права над национальным, что конечно привлекает многие национальные государства. Однако Евросоюз за последнее время теряет свое лидирующее положение, его одолевает куча внутренних проблем, да и внешних – его фактически покинула Великобритания и на очереди еще несколько стран, входящих пока в него. Очень важно для лидерства Евросоюза, кто его возглавляет, его харизма, авторитет, профессионализм, политическая зрелость. В этой связи представляет интерес заявление Президента Чехии Милоша Земана, сделанного в интервью газеты «Российская газета» на вопрос Михаила Гусмана: «Скажите, кто сильный лидер в Евросоюзе?» он ответил: » К сожалению, его нет. Я даже вспоминаю иронический вопрос Генри Киссинджера: «Скажите мне какой телефонный код Европы?» Такого кода просто нет»[1].

В свое время Россия, а точнее СССР были лидером мира. У СССР была вторая экономика мира, высокий уровень социальных гарантий, мощные силовые структуры и весьма эффективная фундаментальная наука. Именно российские ученые на протяжении веков первые в мире создали паровоз (Ползунов), электричество (лампочка Яблокова), радио (Попов), автомат Калашникова, артиллерийская установка «Катюша», атомная бомба, стратегические ракеты, покорение космоса, лазерная техника, различные электронные приборы и много что еще другое. И пока, к великому счастью, фундаментальная наука в современной России еще жива. Но за годы существования новой России фундаментальная наука, хотя и медленно, но зато уверенно, движется к умиранию. И если власть не изменит своего безобразного отношения к ней – фундаментальная наука окончательно будет уничтожена.

И сегодня богаче России нет государства в мире: по природным ресурсам, человеческому потенциалу. И в этой связи Россия может предложить миру то, что не может сделать ни одна страна мира. Но, к сожалению, мы пока не воспользовались этой возможностью. Более 25 лет идет ломка социально-экономических и политических структур государства. По-прежнему правят бал либерал-демократы, возглавляющие властные структуры государства, и постоянно преклоняющие и заискивающие перед США – страной погрязшей во внутренних разборках, стремительно теряющей авторитет во всем мире, чьи явные и тайные руководители считают население всего остального мира и России недоразвитыми туземцами. Получается – в наших властных кабинетах прочно засело понимание, что мир навеки стал однополярным во главе с США и наша роль – делать все, чтобы не разозлить Хозяина мира.

Но если реально взглянуть на ситуацию в мире, то станет ясно, что нам бояться нечего. У нас что, нет атомных бомб и баллистических ядерных ракет? Нет смертельных подводных убийц-ракетоносцев и дальней авиации с лучшими показателями среди немногочисленных аналогов? Есть не только это, но и много чего еще, что может испепелить всю Землю. Так, например, Российские вооруженные силы вместе с армией Сирийского президента одержали победу в Сирии. В явно проамериканских странах – Ираке, Турции и Саудовской Аравии выражают намерение покупать наше оружие и уже покупают. НАТО и США в совершенно грубой форме не пустили в Крым. А на Украине американцам так и не удалось завершить переход страны под американский протекторат. Даже в Европе ждут, когда в США у начальников вообще крыша съедет, и они перегрызутся друг с другом, что успешно делают почти два года. Вот и ведущая польская газета неожиданно выходит с передовицей, что, кроме России, Польше дружить больше не с кем.

Между тем недавно напряженности отношениям с Россией добавил Конгресс США. Там согласовали проект военного бюджета Штатов на 2018 год, предусмотрев выделение 4,6 млрд.долл. для защиты европейских союзников по НАТО от «российской агрессии». Это даже больше, чем изначально просила администрация Трампа, – Белый дом устраивали 3,4 млрд.долл. В итоге 100 млн.долл. на борьбу с «агрессией» американцы дадут Литве, Латвии и Эстонии. И еще 350 млн. долл. – на военную помощь Украине, в том числе на закупку летального оружия. По мнению экспертов, Вашингтон подталкивает Киев к военному решению в Донбассе, что идет вразрез с Минскими соглашениями. «Чем дальше, тем больше понимаешь, насколько выгодная вещь эта «российская агрессия». Если в прежние века нации сплачивались перед лицом реальных агрессоров, то сегодня вполне достаточно «нарисовать» их в правительственных документах и СМИ, и этого хватает для включения «агрессии» в бюджет[2]» – заметил глава международного Комитета Совета Федерации Константин Косачев.

В этой связи, как никогда ранее, настала пора России наладить серьезные экономические и политические отношения с бывшими союзными республиками СССР. Это совершенно не значит, чтобы создавать новый СССР. А скорее всего – это должен быть Союз самостоятельных дружеских государств на самостоятельной основе, но с учетом опыта бывшего Советского Союза, имеющего кооперационные связи, способные в перспективе создать мощное экономическое и политическое сообщество, способное стать лидирующей в мире, как это было в некоторой степени при СССР. А если говорить более откровенно и открыто, то все бывшие союзные республики никому кроме России особенно и не нужны, и прежде всего, США. У нас ведь общие границы, общие интересы, и огромный опыт жизни в содружестве всех этих государств. И мне представляется, что все это когда-то совершится. Сама жизнь этого объективно потребует.

В данном случае известный афоризм – «У истории не бывает сослагательного наклонения» мне представляется заблуждением. Ведь современная история – это синтез многих областей знаний, анализ сценариев развития общества. Поэтому вопрос о том, как вернуться к опыту СССР, к его возрождению, особенно в год 100-летия Великой Октябрьской Социалистической революции, если бы не случилось распада страны, который президент России Владимир Владимирович Путин назвал самой большой геополитической катастрофой ХХ века, относится отнюдь не к области фантастики.

Наличие различных сценариев развития СССР говорит о том, что не было ничего фантастического в том, чтобы СССР встретил 100-летнюю годовщину Октябрьской революции в добром здравии. Но у нашей власти не все в порядке с исторической памятью. Ее просто растоптали, и начали действовать как слоны в посудной лавке. Вместо того чтобы реально заниматься страной, сделать технологический рывок, модернизировать экономику, наладить инвестиционную политику, конкуренцию различных форм собственности и форм хозяйствования. Это произошло в Китае, который формально не изменил идеи коммунизма, сохранил коммунистическую партию, и сумел умело войти в рынок теми отраслями, которые по своей сути имеют рыночную основу. И вообще, опыт Китая следовало бы взять на вооружение России.

Посмотрите, как китайцы реагируют на болтовню в американской прессе про них: ее просто не замечают. Молча делают свое дело и тихо, но твердо огрызаются, когда их интересы затрагивают напрямую. Посылают военный флот, перехватывают самолеты-разведчики США. А Трамп тогда едет в Пекин, чтобы подписать договор о торговле на сотни миллиардов долларов. А чего бы нам не вести себя так же?

Нынешние российско-американские отношения пока ограничены очень узким кругом вопросов. У нас нет ни торгового взаимодействия, ни культурного. У Китая с Америкой есть, хотя бы товарооборот, есть о чем поговорить. У нас нет и товарооборота.

В таких случаях, как наш, когда нечего обсуждать, предметом обсуждения могут стать только международные конфликты или военно-стратегические вопросы, которые, в общем-то, и составляют основу российско-американских отношений. Но такие переговоры – это как толочь воду в ступе. Что касается горячих точек, США формально отказываются взаимодействовать по ним с Россией. А нет взаимодействия – нечего и обсуждать.

В данной ситуации пора России перестать мусолить американскую газетную и телевизионную ерунду на нашем государственном телевидении. Вообще закрыть к обсуждению тему Трампа. Минул год, как Дональд Трамп победил на президентских выборах. Депутаты Госдумы России рукоплескали – «победил лучший кандидат». Но, похоже, наши политики поторопились. В итоге, едва вступив в должность, Трамп тут же развернулся к России задом. Вообще, Трамп в США никто и зовут его никак. Президент в США мало что решает – все делает Конгресс.

А нам пора начать защищать свои интересы, более настойчиво проявлять характер сильного государства, доказывать свое лидерство во всем. Пора заявить о выходе из ВТО. Эта организация полностью себя дискредитировала после введения санкции США и ЕС. Пора перейти на двусторонние договоры.

Что-то нужно немедленно предпринять по Олимпиаде. Такого унижения  для граждан России терпеть нельзя. Нас всех окунают в грязь каждый день. Нужно выйти из состава самых подлых Федераций и назвать WADA органом, неприемлемым для функционирования мирового спорта. Требовать смены руководства.

Но главное, следует думать, прежде всего, только о своих интересах. И как я говорил выше, прежде всего на пространствах бывшего СССР. Надо наладить отношения с Украиной, республиками  Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. Почему одуревшие от мирового господства «чинуши» из США диктуют нам, как вести себя в русскоязычной и бывшем постсоветском пространстве и близким нам во всех отношениях странах? Пора вернуть эффективный в мировой политике принцип – око за око. Причем, перечень ответных санкций очень огромен. Надо только начать, или заявить о намерениях. Для этого нужны руководители, не обремененные, хотя бы детьми, проживающими в США и ЕС или собственным бизнесом. К великому сожалению, у нас таких не мало.

В заключении следует отметить, что современная система международных отношений в своих основах отражает состояние перехода от биполярности к полицентризму. В ней одновременно сосуществуют и развиваются три тенденции:

Первая модель – устремленная к биполярно-конфронтационной модели, в которой место бывшего СССР может занять социалистический Китай. А, если быть точнее, он, пожалуй, уже занял это место.

Вторая модель, ведущая к закреплению однополюсно-авторитарной модели, когда мироустройство выверяется США, исходя из собственных национальных интересов и соображений.

Третья модель, ориентированная на формирование многополярного, или полицентричного мира, межгосударственные отношения в котором должны регулироваться духом и буквой международного права, и главную роль в которых, будет играть баланс интересов ведущих государств-центров политического, экономического, культурного и военного влияния.

Эта последняя модель представляется наиболее органичной или благодетельной для человечества, преобразующего основы своего жизнеустройства, но ее реализация столь же сложна, сколь и желанна.

Успешная реализация любой модели требует обязательно наличия стратегического мышления у руководства любого государства. Если такого мышления нет, то едва ли оно может рассчитывать на лидерство в миропорядке. К сожалению, в новой России со стратегическим мышлением далеко не все в порядке. Все планы и многочисленные реформы носили сиюминутный характер. Перспектива просматривалась весьма плохо. Жили, как правило, одним днем. Что будет завтра – власть имущих не очень волновала. Хотя политические амбиции всегда зашкаливали, и это не могло способствовать лидерству России. Да и два процента ВВП России от мирового уровня едва ли могут такие амбиции вывести  страну в лидеры. Надо быть осторожнее с заявлениями и заниматься более эффективно экономикой государства. К тому же, как говорилось выше, условия для этого в России есть. Однако у нас все делается наоборот.

По одну сторону баррикад мы никогда не окажемся с Соединенными Штатами Америки, да и с другими мощными государствами. И, прежде всего, потому, что интересы у нас, у всех, как правило, совершенно разные. Но это не значит, что мы не может дружить с другими государствами. Например, с Китаем надо дружить, но не более того. Как и Китай готов дружить, но только с соблюдением собственных интересов.

Есть европейская, американская мечта. Должна быть и российская мечта – стать мировым лидером во всех смыслах. Но Россия должна найти свое место в мире, которое мы заслуживаем, не зацикливаясь на этом, и стать в ряд достойных государств. Надо всегда реально на все смотреть. А что касается других государств, то Россия не должна вмешиваться и лезть в «чужой монастырь со своим уставом». Пусть живут, как считают необходимым и возможным. Но на все это Россия должна иметь всегда свое твердое мнение, защищающее собственные интересы.


[1] Российская газета. 17 ноября 2017. № 261 (7427). С.9.

[2] Аргументы и факты. № 46 (1931). 15-21 ноября 2017 г.

Международная Академия менеджмента