«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и применении всего того, что ты знаешь…»
А. Дистервег
Вопрос о применимости дистанционных образовательных технологий в высшем образовании решен окончательно. Высшие должностные лица государства на встречах с руководителями образовательных организаций говорят о создании национальной образовательной платформы, на которой должны быть представлены онлайн-курсы лучших преподавателей ведущих отечественных вузов.
Профессионалы образования знают, что оформление учебного курса для системы дистанционного обучения – задача трудоемкая и кропотливая, требующая принципиального решения целого ряда проблем организации учебного материала и определения путей его «прохождения» обучающимся.
Едва ли не главным вопросом становится проблема обеспечения достоверности результатов онлайн-обучения.
С размышлениями на данную тему делится эксперт онлайн-обучения, член Президиума нашей Академии И.В. Белянина.
Актуальность онлайн-технологий обучения вряд ли у кого-то вызывает сомнение, чего не скажешь о проблемах контроля качества в управлении образовательными процессами с их использованием. Однако, ради справедливости, нужно отметить, что проблема качества образовательных процессов весьма неоднородна, а также наследует все огрехи классического образования.
Автору эссе процесс онлайн обучения представляется как двоякий коммуникационный процесс, направленный от объекта к субъекту. И проблематика оценки качества образования присутствует в начальной, конечной и промежуточной точках, а именно:
- Проблема контроля качества образовательных процессов на входе (качество учебного контента, технологии транслирования, организации учебного процесса и т.д.) В авторском рассуждении мы только обозначим этот момент и в дальнейшем контексте возвращаться к теме не будем;
- Проблема идентификации личности обучаемого в процессе проверки полученных знаний;
- Проблема контроля качества на выходе образовательного процесса, то есть проверка усвоенных знаний, транслируемых с помощью технологий онлайн-обучения (проверка охвата и глубины знаний, наработки профессиональных компетенций — знать, уметь, владеть).
Свои задачи в ходе написания эссе автор видит в анализе эффективности методов, направленных на решение первой и второй проблем.
Рассмотрим проблему под номером 2. В настоящее время разнообразные платформы дистанционного обучения обладают целым арсеналом идентификации личности студента и предотвращения процесса списывания, это:
- индивидуализация паролей доступа к учебным ресурсам;
- ограничение времени проверки знаний и умений;
- имитация случайного процесса появления вопросов и заданий.
Для идентификации слушателя заочного процесса обучения применяются следующие технологии:
- проверка зарегистрированного ID;
- идентификация личности с помощью вебкамеры;
- биометрические подходы;
- оценка стиля печати (печатать в кавычках, выделить в отдельный пункт, на стиль печати влияет скорость, интервалы между нажатием клавиш и способы печати заглавных букв);
- Прокторинг;
- Айтрекинг.
Несмотря на высокий уровень технологичности, отдельно эти методы не дают полной гарантии замены личности экзаменуемого и предотвращения процесса списывания, более эффективно использовать их комбинации. К недостаткам этих технологий можно отнести длительность контрольных процессов и их стоимость. Отдельно хотелось бы отметить Прокторинг.
Процедура Прокторинга весьма высокотехнологична, что позволяет сдавать вступительные и выпускные экзамены из дома или территориальных представительств. Это наиболее надежный подход для решения круга задач заявленной проблематики, но высокая стоимость сводит на нет бюджетность дистанционного обучения. Однако, альтернативных по качеству контроля и менее ресурсозатратных технологий пока не существует.
Для оценки качества усвоенных знаний применяются следующие методы:
- тесты;
- проблемные задания;
- веб-квесты;
- телеконференции;
- проектная деятельность и прочие методы.
Наиболее распространенной формой проверки усвоенных знаний является тестирование. К достоинствам тестирования можно отнести соблюдение всех трех критериев эффективности оценочных форм: объективность, демократичность и инклюзивность. К недостаткам — недостаточную валидность и прогностическую надежность. Однако, эти задачи могут быть решены в рамках соблюдения научно-методических рекомендации по разработке стимульного материала. Качественные тесты должны исключать возможность интуитивного угадывания. Также значительно повышает качество проверки профессиональных компетенций учащихся диалоговый режим тестирования.
Мне кажется, что тестирование вполне уместно сочетать с применением хотя бы одного веб-квеста при изучении дисциплины. Веб-квест, как образовательная технология, инициирует у студента способности к анализу, логическому мышлению и креативности. В ходе прохождения этой образовательной технологии преподаватель выступает в роли тьютора, организатора и координатора исследовательской, проблемно-ориентированной деятельности обучаемых. Если тестирование оценивает усвоения знаний, то веб-квест проверяет формирование навыков и умений.
На мой взгляд, разумное сочетание этих технологий вполне позволяет решить многие проблемы контроля формирования профессиональных компетенций в онлайн обучении.