И.О. Ташбаев:
Как цифровая экономика будет развиваться в Узбекистане

Предлагаем вниманию читателей сайта статью члена-корреспондента Союза экспертов в области управления «Международная Академия менеджмента» Иргаша  Омонкуловича Ташбаева

В апреле 2018 года в ответ на призыв Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева к проживающим за рубежом соотечественникам быть сопричастными к широкомасштабным реформам, осуществляемым в нашей стране была создана  Международная негосударственная некоммерческая организация «Buyuk Kelajak» или «Великое Будущее», которая разработала вышеуказанную программу.

Международная негосударственная некоммерческая организация «BUYUK KELAJAK» (далее «МННО») была зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 14 апреля 2018 г. Основным аналитическим органом МННО является Экспертный совет, объединяющий более 240 соотечественников-специалистов с опытом работы за рубежом из более 30 стран. Целью организации является оказание содействия реализуемым реформам в экономической и социальной сферах, оказание экспертной поддержки в повышении эффективности проводимых преобразований, ускоренного развития государства и общества. Экспертным советом данной организации разработана   Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 г., которая предусматривает несколько направлений развития республики в предстоящие годы. В частности, в области развития государственного управления в ней предусматривается совершенствование исполнительной власти: реализация инициатив «top-down”, транспарентность и контроль, создание Центра управления реформами Республики Узбекистан (в структуре администрации президента),  оптимизация законодательной базы, соблюдение прав человека и обеспечение верховенства права, строгое соблюдение законов и ориентация на результат  -независимая законодательная и судебная власть.

В области развитие экономики:

— высокотехнологичный и экспорто-ориентированный АПК;

— промышленность: устойчивый переход к индустрии 4,0;

— туризм без ограничений;

— современная инфраструктура;

— поддержка и развитие МСП;

— свободный финансовый рынок.

Особое внимание уделяется развитию социальной сферы

— государственно-частное  здравохранение;

— адресная социальная политика;

— человеческий капитал как основной фактор роста;

— культура, воспитание поколения;

— экология – смена парадигм и трансформация взглядов.

Достижение поставленных задач достигается путём развития инноваций, технологий и науки.

Стратегия развития Республики Узбекистан нацелена на обеспечение вхождения нашей страны в число 50-ти экономически развитых стран мира. Концепция включает такие основные направления, как реформирование государственного управления, развитие экономики и социальной сферы, поддержка инноваций и технологий.

В области макроэкономики и финансового обеспечения предусматривается   совершенствование фискальной политики в целях роста бизнеса, взвешенная монетарная политика, валютная политика свободного курса,   уникальные возможности для инвестиций и поэтапная приватизация.

Основные этапы реализации Стратегии: Подготовительный этап (2019-2020) и три пятилетних этапа (2020-2025-2030-2035).

Новая стратегия, рассчитанная на 17 лет, предусматривает достижение высоких результатов во всех сферах государственного и общественного строительства. В направлении реформирования государственного управления проектом определены задачи по совершенствованию законодательной базы, реформированию судебной системы, повышению политической культуры населения, эффективной реализации реформ и совершенствованию институтов государственного управления. Все это должно обеспечить рост позиций Узбекистана в международных индексах.

В экономике планируется развитие промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства. Особое внимание будет уделено повышению инициативности предпринимателей, обеспечению их финансовыми ресурсами. Предполагается, что за счет глубоких структурных преобразований в экономике к 2035 году внутренний валовой продукт страны достигнет 479 млрд долл. США [4].

В социальной сфере предлагается уделить внимание развитию человеческого капитала за счет системы образования и рынка труда, формированию нового поколения с передовым мышлением. Решение найдут вопросы повышения качества медицинского обслуживания всех слоев населения. Развитие получит наука и инновационная деятельность.  В числе приоритетных задач  – защита окружающей среды, продвижение национального бренда страны в международном масштабе  и развитие электронного правительства.

Комплексную координацию и реализацию программных мер предлагается возложить на республиканскую комиссию, образованную Постановлением Президента РУз № 1989 от 27.06.2013 года [1]. Кроме того, Центр развития системы «Электронное правительство» при Мининфокоме предложено преобразовать в  Центр эффективного государственного управления при министерстве.     

В концепции изложены основные технологии и направления дальнейшего развития Электронного правительства, инфосистемы  и ресурсов, которые должны стать обязательными в деятельности каждого госоргана:

1. Интернет вещей (Internet of Things) – концепция вычислительной сети физических предметов, оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или к внешней среде посредством сетевых технологий;

2. Облачные технологии (Cloud Technologies) – технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис;

3. Большие данные (Big Data) – технология обработки данных больших объёмов для получения воспринимаемых человеком результатов;

4. Открытые данные (Open Data) – информация о деятельности государственных органов, размещенная в сети Интернет в машиночитаемом формате в целях ее многократного, свободного и бесплатного использования;

5. Электронная демократия (Electronic Democracy) – форма общественно-политической активности граждан с применением новейших информационно-коммуникационных технологий;

6. Проактивные электронные услуги – принцип оказания услуг путем информирования населения или субъектов предпринимательства о полагающихся им услугах на основании сведений в базах данных и информационных системах.

В проекте документа также отражены приоритетные направления развития инфраструктуры ИКТ, реформирования государственного управления и оптимизации государственных услуг, обеспечения информационной безопасности Электронного правительства   и  т. д. [2].

В результате реализации концепции планируется создать удобства населению и бизнесу в получении государственных услуг, улучшить условия ведения бизнеса, оптимизировать численность госслужащих, увеличив рабочие места за счет внедрения новых услуг, а также войти в число 50-ти ведущих стран мира по уровню развития Электронного правительства и 80-ти   – по уровню обеспечения   кибербезопасности [4].

Литература

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.06.2013 года № ПП-1989 «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан».

2. Закон Республики Узбекистан «Об электронном правительстве» от 18.11.2015 г.

3. Мирзиёев Ш.М. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4947 от 07.02.17 года «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

4. Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 г. от  18.04.2018 г.

Международная Академия менеджмента