Е.Ю. Никольская:
Стратегия развития внутреннего туризма в России

Экспертное мнение Елены Никольской для журнала WT WelcomeTimes Журнал о гостиничном бизнесе

Эксперт: к.э.н. доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта, эксперт Международной Академии Менеджмента Елена Никольская.

В условиях пандемии и закрытия границ во многих странах, необходимость переориентации потока международного выездного российского туризма на развитие внутреннего туризма очевидна, тем самым подводя к необходимости быть готовыми удовлетворить потребности иностранных и внутренних туристов в области или регионе пребывания.

Развитие туристской отрасли в России с каждым годом приобретает большую актуальность, так как оказывает стимулирующее действие на другие секторы экономики, привлекает и мотивирует источники инвестирования любого уровня, создает значительное количество рабочих мест, увеличивает базу налогообложения, сохраняет культурный и исторический потенциал страны, а также способствует развитию межнационального и межкультурного диалога.

Россия значительно отстает по вкладу от туризма в экономику страны – от 1.5 — 3% в 2020 и экспорту туристических услуг от мировых лидеров туриндустрии Китай -13%, США -8%, Франция, Испания, Гонконг – до 6%. По прогнозам ВТО число туристов к 2025 году увеличится до 2 млрд человек в год.

На сохранение положительных тенденций в развитии отечественного туризма влияет множество факторов:

  • Российская Федерация обладает богатым, существенным и значимым, в том числе на мировом уровне, культурным наследием, способным в полной мере удовлетворить интересы и потребности людей при посещении нашей страны;
  • учитывая сложности посещения наиболее популярных зарубежных курортов, повышается спрос со стороны российских граждан на отечественные турпродукты и услуги;
  • аналитиками ожидается рост туристских прибытий на 30% при сохраняющихся объемах въезда в страну по сравнению с предыдущими годами, несмотря на произошедшее снижение визитов иностранных граждан в Россию в 2020 году.

Популярными направлениями для россиян и зарубежных туристов остаются: Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Крым, Кавминводы, Калининградская область с пляжами Балтики, Карелия, Кавказ, Байкал, Камчатка, Алтай (рост цен 10-15%, количества туристов до 30% по сравнению с 2020 г.)

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» ставит задачу перед отраслью — довести число турпоездок до 140 млн. в год, а число занятых в отрасли до 5 млн чел.

Для развития внутреннего туризма необходимо развивать туристические кластеры с доступными средствами размещения, ресторанами, кафе, досуговыми и развлекательными центрами, а также спортивными активностями для различных категорий путешественников.

Рост доступности различных туристических услуг (транспорта, гостиниц, пунктов назначения и т.д.) в сети Интернет и через мобильные устройства.

Перспективным является развитие следующих направлений в туризме: событийный и спортивный туризм, гастрономические фестивали, небольшие бизнес-мероприятия, медицинский туризм, агро и экотуризм, космический туризм, а также круизный. Требуется высокий уровень он-лайн сервисов, автоматизация продаж, бесконтактный сервис. У жителей крупных городов появляется желание поездок выходного дня на личном транспорте, с друзьями или семьей, важным является смена мест и частота путешествий, получение нового опыта.

Для поколения 50+ и маломобильных граждан возникает острая потребность в развитии лечебно-оздоровительного туризма, сельского туризма и создания экологических маршрутов, формировании малых средств размещения и загородных отелей.

Значительно увеличивается период продолжительности поездок, совмещение бизнеса и отдыха, чему способствует переход на удаленную работу. Необходимо создать возможность туристам путешествовать долго и работать вдали от дома, соблюдая повышенные меры безопасности.

При выборе места отдыха цифрового туриста интересует: уровень логистической доступности, телекоммуникаций, связанности территорий, наличие точек питания, проката и сервисных услуг. Важно понимать, что является наибольшей ценностью поездки, формировать конкурентоспособный турпродукт, организовать ожидаемый сервис.

При продвижении туристических услуг необходимо передавать историческую ценность территории региона, раскрывать природный и климатический потенциал, транспортную доступность и стоимость затрат; предложение по размещению и питанию, доступ к активностям на территории; использовать визуальные методы, вызывающие желание и яркие эмоции задолго до поездки. Также важен доступ к отзывам путешественников, оценка их удовлетворенности качеством услуг, формирование чатов для путешественников в социальных сетях для консультаций и обмена опытом и вовлечение туристов в решение общих проблем. Активное развитие получает концепция устойчивого развития регионов: социальная ответственность бизнеса, сокращение вредных выбросов в атмосферу, рациональное использование всех видов ресурсов, утилизация отходов, переход к зеленой экономике, вовлечение малого и среднего бизнеса в решение экологических проблем, инвестирование в развитие умных технологий; вовлечение туристов в мероприятия по охране окружающей среды и природных ресурсов.

Формируется потребность в непрерывном профессиональном развитии компетенций у персонала сферы турбизнеса и гостеприимства, в соответствии с постоянными изменениями требований бизнеса, организации центров развития цифровых компетенций.

Для поддержки и продвижения внутреннего туризма запущен третий этап программы Ростуризма по стимулированию граждан на отдых по регионам России, которая позволяет повысить спрос на поездки и размещение в классифицированных отелях в регионах России за счет возврата 20000 руб от суммы покупки при оплате картой Мир, количество транзакций в 2021 году по одной карте МИР не ограничено.

В рамках господдержки необходимо также снижение НДС для гостиниц с 20% до 10%.

Для туроператоров, гостиниц и санаториев программа «Путешествуй по России», дает возможность повысить спрос, увеличить туристический поток, средний чек и продолжительность пребывания туристов, увеличить доходы и прибыль за счет формирования лояльности гостей, а также за счет повышения уровня качества и предоставления широкого спектра дополнительных услуг.

Международная Академия менеджмента