А.А. Перепелицын:
Быть ли стоиком?

Вопрос: как приспособиться к реалиям современной жизни и тому ритму который она задает? Ответ: пытаться поспевать, понимая, что на самом деле обрекаешь себя на перманентное отставание, на вечное недовольство собой и неудовлетворенность  Вариант: читать книгу Массимо Пильюччи «Как быть стоиком» (М.: Альпина нонфикшн, 2017) и пытаться следовать постулатам и предписаниям древней философии.

С одной стороны древние стоики говорили то, что сегодня почитается трюизмом: воспринимай все, что от тебя не зависит со спокойствием — от беспокойств ты лишь утратишь верное зрение и будешь мучить себя понапрасну. С другой — мудрость и не обязана соответствовать «тенденциям и трендам» и вполне может оказаться не слишком новаторской, что должно быть ужасно скучно. Вот Пильюччи и предлагает мастеровито составленный тренинг по практике стоицизма, методичку, следуя которой нам и предстоит постичь жизненную ценность древнего философского учения.  Здесь все для любителей пошаговых руководств: делайте малые шаги (сдерживайте себя в эмоциональном порыве сказать вашему приятелю какую-нибудь гадость), затем: шире шаг (проявите терпение в отношении вашего начальства), а после — к главному результату (убираем суету и волнение из нашей жизни, насколько это возможно). Разве кто-то говорил что будет легко? Попробуйте сами адаптировать взгляды древних греков к жизни к примеру в современном Нью-Йорке. У некоторых голливудских звезд вполне получается, Киану Ривз вспоминается.

Если серьезно, то книга о философии древнегреческих мыслителей, точнее об отдельном ее направлении — стоицизме и его представителях.  А также о том, как его применить к реалиям нашего мира.

Не теряя актуальности в наши дни, философия Зенона, Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия доказывает нам на страницах рассматриваемой книги, что она работает. Ее можно применить в любое время и в любом месте. «Утро вечера мудренее», «не руби сгоряча» и другие утверждения стоиков выглядят как практический способ обдумать решение любого вопроса и прийти к решению, рассудив обо всем не торопясь и рассмотрев его со всех сторон. Для многих симпатичны отсылки к здравому смыслу и логике без апелляций к духу и религии.

Основные положения стоицизма, выделяемые автором, выглядят так: дисциплина желания, дисциплина действия, и дисциплина согласия. Дисциплина желания помогает определить что больше всего необходимо человеку, как определить свой выбор и остановиться на нем из всего многообразия разнообразных вариантов. Дисциплина действия понятна уже из самого названия — как поступить в любом случае. Дисциплина согласия поможет нам принять что-то как должное или как потенцию это изменить. Описанию этих дисциплин в книге уделяется целых три больших раздела, где с ними можно не только ознакомитесь более подробно, но и разобрать их применение в жизни. В книге есть примеры и наглядные истории, практические советы — все, что необходимо в век быстрых рецептов и клипового сознания.

Мир развивается и старые идеи могут неожиданно засиять заново в новых условиях в совершенно новом контексте. Массимо Пильюччи говорит, что учение стоиков полно практических способов и инструментов для решения вопросов, чего бы они не касались. Эта универсальность возможна благодаря исходной и неменяющейся сути человека. Если представить малый набор джентельмена-стоика, выглядит он так: интересный способ смотреть на себя со стороны других людей при выполнении действий; метод воспоминания прошедшего дня и его обдумывания (еще известный как перепросмотр); отказ от действия под давлений эмоций или чувств. Упростить выбор из множества вариантов согласно человеческой природе, избавиться от лишнего волнения — идеальный набор практических навыков успешного  менеджера  и руководителя. Если выбирать, от кого набираться ума — модного бизнес-тренера или императора Марка Аврелия, то лично я выбираю последнего, чтобы возможно сделаться первым. К тому же дешевле.

Автор — А.А. Перепелицын

Международная Академия менеджмента