О бизнес-образовании, силе творчества, космических кораблях и пользе хороших книг беседуем с ректором Московского международного Университета, членом Президиума, академиком Международной Академии менеджмента, доктором экономических наук, профессором, заслуженным работником Высшей Школы Российской Федерации Альгирдасом Юозовичем Манюшисом
Он начинал как радиофизик, занимался управлением космическими аппаратами, но «вдруг» совершил резкий поворот к социально-экономическому управлению и вынужден был ассимилироваться в коллективе гуманитариев кафедры Управления производством Экономического факультета МГУ, логику которых – поначалу воспринимал с трудом. Участвовал в реализации значимых для страны проектов. Общался с выдающимися людьми. Главным делом своей жизни считает проект создания Московского Международного университета — первого независимого негосударственного университета в новейшей истории России. Одним из непременных условий профессионального роста считает постоянное самообразование. Сам он много читает и утверждает, что это позволяет расширять кругозор, «держать руку на пульсе», быть в тренде и в конце концов оставаться конкурентоспособным.
Начиная разговор о системе бизнес-образования в России, будет полезно рассказать о том, как появился наш Московский международный университет.
Вуз был создан в 1991 году, в самый критический момент новейшей истории России. Страна стояла на пороге радикальных реформ – выбора пути перехода к постиндустриальной фазе развития.
Чрезвычайно остро встал вопрос, по какому сценарию пойдет Россия: путем демократических реформ, перехода к рыночной экономике и интеграции с другими постиндустриальными странами или путем возврата к тоталитаризму и административно-командной экономике, изоляционизму?
Победила линия демократизации и оказалось, что нам крайне необходимы новые кадры, которые могли бы работать в этой новой экономической среде — конкурентной, рыночной, динамично меняющейся. Таких кадров наша традиционная государственная образовательная система не готовила. Да и задача такая раньше не ставилась. Было ясно, что при известной ее инерционности, чтобы не сказать косности, переход к новым целевым установкам, программам обучения, организации учебного процесса займет достаточно длительный период времени. А здесь нужно было срочно организовать подготовку новых специалистов в области экономики, менеджмента, финансов, правового регулирования, готовых эффективно работать прямо сейчас. Мировой опыт подсказывал, что таким условиям больше всего соответствуют негосударственные вузы, которые могут более гибко реагировать на потребности экономики, отвечать сегодняшним задачам. Это была так сказать актуальная задача текущего момента.
На самом деле, если говорить о более общих постановках проблемы соотношения государственного и негосударственного образования в контексте современных вызовов развитию глобального социума, ускорения научно-технического прогресса, изменения условий взаимодействия между странами и хозяйственными системами, то главным выводом, подтверждаемым практикой является создание в современном образовательном пространстве справедливой конкурентной среду, где государственные и негосударственные университеты соревнуются, тем самым обеспечивая постоянное повышение качества подготовки кадров.
Создаем новый университет
Идея о создании подобного учебного заведения впервые была высказана на встрече двух президентов — президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева и президента США Джорджа Буша-старшего, который приезжал в нашу страну как раз в летом 1991 года. Озвучил ее Гавриил Харитонович Попов, который в то время был первым свободно избранным мэром Москвы. Идея создания независимого негосударственного университета очень понравилась обоим президентам.
Они сказали: ура, создаем новый университет! Буш даже пообещал выделить 10 млн долларов. Но, как говорится, «обещать еще не значит жениться». Это так и осталось обещанием. Уже в 2001 году, когда мы праздновали десятилетие, Горбачев – он сам рассказывал — спросил у Буша:
— Где же обещанные 10 миллионов?
Буш немножко смутился:
— Я думал, что вуз будет создаваться в Америке, и вы будете туда присылать специалистов. А так… Конгресс бы не утвердил.
Ну что же, хоть американских денег мы не получили, но свершилось главное: был создан наш Московский международный Университет, которых недавно отметил свой четвертьвековой юбилей.
Почему эта история важна и сегодня для понимания проблематики бизнес образования?
Да потому, что в современном обществе произошла смена движущих сил развития общества в целом и экономики в частности. Марксизм нас учил, что движущей силой является противостояние труда и капитала, а ведущий класс — пролетариат. Современное понимание постиндустриального общества позволяет сделать новый вывод, что основой развития становится научно-технический прогресс, а, соответственно, движущей силой — люди креативные, люди интеллектуального труда. Это ничуть не умаляет значимость того, кто все умеет делать руками, там тоже есть почва для творчества. Но прорывные вещи, формирование стратегии развития, а также проблематика, связанная с руководством большими социально-экономическими системами, требует фундаментальных научных знаний, глубокого понимания проблем, поэтому здесь интеллектуализация общественной жизни и труда — чрезвычайно важный фактор. Ну а раз интеллектуализация, значит этому надо учить современным образом и современными методами.
Вот мы и подошли к проблеме бизнес-образования. Если мы рассуждаем о современном менеджменте, то само понимание управленческого труда — а я по своей узкой специализации управленец и готовлю управленцев – это труд творческий, в котором очень причудливым образом сочетаются строгие научные знания и креативные способности, искусство принимать решения в сложных не формализуемых ситуациях.
— А расскажите подробнее о своем образовании?
— Все шло не совсем по прямой линии. Первое образование у меня техническое. Я окончил очень хороший вуз, Московский Энергетический институт, радиотехнический факультет, специальность — радиофизика и электроника. Очень серьёзный теоретический факультет и направление подготовки. В широком смысле, я должен был бы заниматься управлением, но в больших технических системах, управлением космическими аппаратами. Мой дипломный проект был связан с проблемой взаимодействия двух космических аппаратов на орбите в условиях помех. Свою преддипломную практику я проходил в крупнейшей ракетостроительной корпорации – НПО машиностроения — под руководством генерального конструктора, академика Владимира Николаевича Челомея.
Но к моменту окончания обучения в МЭИ я познакомился с Гавриилом Харитоновичем Поповым, который был тогда зав. кафедрой Управления на Экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Походил на его лекции. Он исключительно интересно рассказывал о проблематике, стоящей перед нашей экономикой. Обсуждал идеи косыгинской реформы, хозяйственной самостоятельности предприятий, материального стимулирования. Это все меня сильно увлекло и, поскольку мы познакомились лично, в какой-то из бесед он сказал:
— Альгирдас, ну что ты будешь в этой технике, в почтовом ящике, закрытом сидеть? Давай займемся социальным, экономическим управлением, приходи ко мне в аспирантуру и будешь решать интересные проблемы.
Помучившись где-то полгода, я согласился, чем очень удивил весь свой факультет, поскольку учился хорошо и был рекомендован в аспирантуру на одну их ведущих кафедр – радиотехнических систем. А это в то время было довольно почетно.
Я окончил аспирантуру, а затем работал на экономическом факультете МГУ с 1974 по 1987 годы. Защитил там первую кандидатскую диссертацию по проблематике регионального управления — в 1977 году, а в 1988 г. — докторскую.
В 1987 году мне было предложено возглавить Московский областной НИИ проблем экономики управления и информатики (НИИ ЭКИН). На что я после некоторых колебаний, но с благословления Г.Х. Попова согласился. Работа в НИИ ЭКИН дала мне опыт решения реальных проблем развития крупного региона. И все же, когда Гавриил Харитонович в 1991 году пригласил меня принять участие в новом уникальном проекте создания независимого Международного университета, я без колебания согласился и с головой окунулся в новую работу.
Этот проект я, считаю главным в своей деловой карьере.
— Вы универсальный управленец! Можете управлять всем — от ракет до экономики.
— Ну ракетами уже вряд ли, но вообще формальное образование — техническое, математическое, физическое даёт один важный результат: определённым образом выстраиваются мозги, логика мышления. Вот что меня удивляло в гуманитариях? Отсутствие четко сформулированных доказательств. Для меня доказательство — понятная логическая цепочка. На экономическом факультете это оказалось редкостью и поначалу было очень трудно, но потом, взглянув на реальные управленческие кейсы пошире, сам научился оперировать более «гибкой» системой доказательств. И все-таки я рад, что у меня именно такой склад ума, который позволяет видеть логические связи в более четком виде.
Возвращаясь к управлению
Современное понимание управления, менеджмента состоит в том, что это особый творческий вид человеческой деятельности. Люди, способные к управлению, должны обладать набором некоторых особых качеств. Таких людей надо уметь находить и особым образом учить, а затем постоянно поддерживать уровень их компетенций.
Эта, казалось бы, понятная концепция была осознана профессиональным сообществом далеко не сразу. Долгое время господствовала идея, что научить управлению можно и нужно специалиста и только в процессе конкретной работы, на опыте. Вот хороший инженер станет начальником цеха, потом директором завода, а потом и министром. Врач станет руководителем клиники. Хороший учитель – директором школы. Да, это работало, но далеко не всегда.
Центральная фигура любого менеджмента – руководитель. Но далеко не каждый хороший специалист, может им стать. Для этого нужно иметь массу других качеств: способность ставить цели, разрабатывать стратегию, формировать команду, уметь мотивировать, т.е. быть способным сформулировать идею и объединять людей в коллектив, увлечь, аргументировать, направлять их, стимулировать «и кнутом и пряником».
Концепция менеджмента как особого вида деятельности и, соответственно, необходимости обучения менеджменту была впервые сформулирована и в ограниченном виде реализована в США еще в конце 19-го столетия. Первые полноценные программы бизнес-образования, школы бизнеса сформировалась в США, а затем и в Европе перед Второй мировой войной. У нас в определенном смысле эти же задачи решались в рамках таких организаций как «Лига времени» и движения «Научная организация труда» (НОТ). Лидерами этого направления стали А.К. Гастев, возглавлявший Центральный институт труда (ЦИТ) и П.М. Керженцев.
Запуск полноценных программ управленческого образования и подготовка современных учебников в нашей стране прошел в 60-е годы и связан с именами Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попова, Б.З. Мильнера, О.В. Козловой и других ученых. В МГУ им. М.В. Ломоносова была создана одна из первых в стране Лаборатория проблем управления под руководством Д.М. Гвишиани, а затем кафедра Управления общественным производством, которую возглавил Г.Х. Попов.
Я глубоко убежден, что одним из основных вызовов 21-го века мировому сообществу, наряду с экологией, терроризмом и межконфессиональными конфликтами, является эффективность менеджмента. В глобальном постиндустриальном мире только те страны и корпорации, которые смогут обеспечить современное управление, получат неоспоримые конкурентные преимущества. А эффективное управление — это в первую очередь кадры, которые и сегодня решают все.
Это в полной мере относится и к нашей стране. Мы должны осознать, что без настоящего бизнес-образования не может быть реализована основная идея новой стратегии развития России — идея опережающего развития, рывка, поскольку никакие дополнительные деньги и усилия не дадут эффекта, будут потрачены впустую, ели не будет обеспечено эффективное управление.
Мы прекрасно знаем даже по своему житейскому опыту: можно деньги потратить с умом, а можно иначе. И не достичь результата. Вот женщины, например, считают, что именно они умеют эффективно тратить деньги.
Концепция непрерывного образования
Так вот, подходим к бизнес-образованию.
Оно является необходимым компонентом эффективного развития современной экономики. Оно имеет разные уровни, срезы и должно реализовываться по-разному.
Запуская любую программу бизнес-образования необходимо дать ответ на три группы ключевых вопросов: кого учить? чему учить? и как учить? Именно в такой последовательности, поскольку от контингента обучающихся зависит и контент, и организация учебного процесса и требования к преподавателям, бизнес-тренерам.
Существует базовый уровень — обучение студентов по программам бакалавриата и магистратуры. Никто не спорит, что управленческое образование на этом уровне уже имеет право на существование. Только в нашем Университете около 12 тыс. студентов, многие из которых выбирают именно это направление. В реализации программ этого уровня есть свои особенности, поскольку молодой человек не всегда способен осмыслить, а тем более решать весь спектр задач, стоящих перед руководителем, так как не имеет еще достаточно «жизненного опыта», не успел «повариться» в реальных управленческих структурах, изучить процесс, что называется, изнутри.
Для подготовки современных менеджеров исключительно важен второй тип бизнес-образования — дополнительное профессиональное образование для взрослых, т е. для специалистов, избравших менеджмент сферой своей профессиональной деятельности.
Во всем мире уже лет 20 исповедуется концепция «Life-long Learning» — концепция «Непрерывного обучения в течение всей жизни». Почему она важна сегодня?
Знания, навыки, умения имеют неприятную тенденцию устаревать. Управленческие и экономические, например, устаревают на 50% за 2-3 года. Поэтому, если вы хотите быть конкурентоспособным, должны постоянно обновлять знания и повышать квалификацию.
— На что же обратить внимание состоявшемуся управленцу? Сейчас огромное количество разнообразных предложений. Нужно ли дополнительное высшее образование или достаточно курсов, тренингов, консультаций коуча?
— В программах дополнительного образования существует большой набор узкоспециальных программ, например, человеку нужно реализоваться в маркетинге — он выбирает тематический курс. Или необходимо существенно повысить знания в финансовой области – он хочет инвестировать и еще что-то делать в этом направлении, соответственно, выбирает финансовый менеджмент.
Это реализуется в крупных университетах или школах бизнеса.
Если человек имеет управленческий опыт, но хочет повысить свой общепрофессиональный уровень, то ему подойдут программы MBA.
Это международно признанные программы, без овладения которыми трудно рассчитывать на серьёзный управленческий пост в большой компании.
Мировую известность имеют признанные школы бизнеса и программы бизнес-образования Гарвардской школы бизнеса, MIT, Лондонской школы экономики. В нашей стране тоже есть несколько десятков очень хороших школ и программ: в РАНХ и ГС, МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшей школе экономики, Финансовом Университете, РЭУ им. Г.В Плеханова и др. Важную роль в развитии и обеспечении международного качества подготовки современных управленцев играет Российская ассоциация бизнес-образования, которая существует уже 30 лет.
— А что Вы предпочитаете делать для собственного развития образования?
— Хороший вопрос! То, чем мы занимаемся в Международной Академии менеджмента или в Вольном экономическом обществе, это тоже элемент профессионального роста.
Первое — участие в разного рода экспертных обсуждениях, когда разбирается какая-то проблема или серьезная публикация, делается научный доклад, происходит обмен мнениями и рождаются новые идеи. Этой теме посвящены различные конференции, семинары, симпозиумы, которые проводятся ежегодно нашими крупными профессиональными сообществами. Например, круглые столы Международной Академии менеджмента, Абалкинсие чтения ВЭО, Ломоносовские чтения в МГУ. В нашем Московском международном университете мы ежегодно проводим научно-практическую конференцию молодых ученых «Сократовские чтения».
Международная Академия менеджмента ежегодно проводит всероссийский конкурс управленцев «Менеджер года», в рамках которого не только выявляются наиболее успешные управленцы в различных сферах деятельности, но и обобщается их передовой опыт.
Ну и, конечно, важная форма профессионального развития – различные стажировки, тренинги, мозговые штурмы, симуляции. Так, например, руководители крупнейших компаний телекоммуникационного комплекса «Ростелеком», «Связьинвест», АФК «Система», «ТранТелеКом», МТС и др. обучавшиеся по программам МВА в Высшей школе бизнеса и менеджмента Московского международного университета, высоко оценили организованные нами стажировки в Высшей коммерческой школе Франции — IPAG (Ницца, Париж), в IT компаниях Лондона и в Берфордширском университете (Великобритания), в Немецкой Академии Менеджмента Нижней Саксонии (DMAN) с посещением концерна Volkswagen.
Несколько лет назад я сам стажировался в одной из лучших европейских школ бизнеса – Международной школе бизнеса Университета Наварры (IIESE, Барселона, Мадрид). В Америке, принял участие в так называемых «Чатокуотских встречах» (Питсбургский университет, США), выступил как guest speaker в Оклендском университете (Детройт, США). Вообще международные стажировки и, говоря шире, – контакты, коммуникации – дело очень хорошее. Они не только позволяют узнать что-то новое в узкопрофессиональной области, но и существенно расширить свой кругозор, взглянуть на, казалось бы, привычные вещи другими глазами.
Сочетание логики и творчества
— А что Вы можете сказать по поводу личной эффективности? Важно ли этот навык “прокачивать” или надо на базовых знаниях сосредоточиться?
— Вообще вопрос об эффективности менеджмента нельзя считать решенным даже в теории, не говоря уже о практических шагах. Существует её упрощенное понимание. Раз в 2-3 года мы слышим: эффективность можно повысить за счет сокращения числа управленцев.
Да, действительно, у нас в стране число чиновников очень велико (значительно больше, чем было в СССР), и затраты на такого рода менеджмент вряд ли приведут к улучшению результатов. Но, к сожалению, никто не научился считать реальную эффективность. Иногда, может быть, нужно наоборот увеличить затраты на каком-то участке, и эта мера даст десятикратное увеличение эффекта, если вы сумеете перестроить бизнес-процессы, по-новому наладить работу системы управления (например, на основе цифровизации), найти новых квалифицированных людей (а они стоят дорого) и правильно их организовать. Частичным решением проблемы являются так называемые ключевые показатели эффективности, которые используются в современном менеджменте. Когда фиксируется набор основных параметров, которые должен обеспечивать человек по принятию тех или иных решений. И по степени выполнения этих целевых (иногда качественных) показателей оценивается его эффективность. Да, так можно делать, так делают в крупных компаниях.
Иногда на этом строится система стимулирования. Выполнил KPI – премия будет больше. Но это работает до какого-то уровня. При низком уровне оплаты труда даже небольшое его повышение дает эффект. Дальше — нет.
Субординация различного уровня потребностей человека, влияние их удовлетворения как стимулирующего фактора, описывается так называемой пирамидой Маслоу: сначала удовлетворяются первичные естественные потребности (в еде, жилье, одежде), а дальше уже потребности более высокого порядка, в том числе потребность в самореализации, в признании, интеллектуальном развитии. Иногда на высоких уровнях иерархии социальная значимость, профессиональное признание человека, возможность проявить себя в важных проектах, может быть для руководителя выше материальной заинтересованности, хотя сейчас деньги имеют большое значение.
Но, еще раз повторяю, управление — это особый вид человеческой деятельности, где строгие логические вещи составляют лишь одну его часть, а другая сторона все же творческая. Невозможно обучить драматическому или военному искусству «на словах», поэтому и говорят – «искусство». Также и с управлением. Обучение строится на сочетании логически построенных предметов и образцов, кейсов.
— Управленец будущего — какой он?
— Я думаю, что в концепцию обучения в течение всей жизни, заложен очень глубокий смысл потому, что современный мир очень динамичен. Если достигшая успеха компания/менеджер не меняется, не развивается, вряд ли её успех будет стабильным. Без движения вперёд нельзя быть конкурентоспособным. В 90-е годы было много, казалось бы, эффективных (хотя часто полулегальных) схем. Часто можно было слышать: «Зачем нам чему-то еще учится!». Однако их успех, как и следовало ожидать, оказался очень временным, а результаты -. плачевными.
В то же время есть опыт людей, достигших многого, особенно в высокотехнологичных сферах IT, телекоммуникаций, генной инженерии и других. Это люди, которые понимают значимость постоянного развития. Надо уметь развиваться, профессионально расти.
— Все же, наверное, нужна какая-то база, опыт предыдущих поколений без которой невозможно стать эффективным менеджером и руководителем?
— Всегда следующее поколение «стоит на плечах» предыдущего. Это и знания, и опыт, даже отрицательный — он тоже играет свою роль. Еще в 70-е годы прошлого века Г.Х. Попов сформулировал так называемую «триединую» модель развития менеджмента: теория – практика – подготовка кадров. Что это означает? Менеджмент может развиваться только во взаимосвязи всех этих трех базовых компонентов. Ученые вырабатывают новые принципы, подходы, модели управления. Это — теория. Действующие менеджеры апробируют эти модели и механизмы на практике и формулируют проблемы, которые возникают в процессе реального управления. Это – практика. А в процессе обучения, переподготовки кадров происходит взаимный обмен: ученые, эксперты, бизнес-тренеры, передают новые идеи практикам, а менеджеры-практики ставят перед наукой проблемы, выдвигаемые реальной жизнью. Это — обратная связь, соединяющая теорию с практикой, замыкающая весь контур генезиса научного управления и делающая всю систему саморазвивающейся, адаптивной, устойчивой, жизнеспособной.
— А что Вас вдохновляет- какие книги, поступки, люди — что?
— Я считаю, что мне в жизни очень повезло. За время своего обучения в МЭИ, в аспирантуре МГУ и затем в процессе профессиональной деятельности мне посчастливилось близко познакомиться с такими выдающимися личностями как генеральный конструктор, академик В.Н. Челомей, академики-экономисты А.Г. Аганбегян, С.С. Шаталин, А.Н. Анчишкин, Л.И. Абалкин, С.А. Ситарян, профессоры Б.З. Мильнер, В.И. Щербаков, Г.А. Егиазарян, С.Д. Бодрунов и многими другими известными людьми. Особое чувство признательности я испытываю к Гавриилу Харитоновичу Попову, с которым проработал более 45 лет.
Не буду оригинальным сказав, что неиссякаемый источник знаний, эмоций, опыта – хорошая литература. В последнее время помимо специальной меня больше увлекает историческая, мемуарная литература, книги, написанные известными людьми или о них (видимо, сказывается возраст). С огромным интересом прочитал несколько книг о наших выдающихся конструкторах ракетной техники С.П. Королеве, В.Н. Челомее, Б.Е. Чертоке. (Ностальгия по первой специальности). Очень интересны космологические теории Стивена Хокинга и Митио Каку. Недавно вышло несколько новых изданий о Теодоре Рузвельте, Генри Форде, Джоне Рокфеллере, книга воспоминаний Ли Якокка. Сейчас читаю исключительно интересную книгу Е.М. Примакова «Встречи на перекрестках», книгу воспоминаний С.Ю. Витте. Собираюсь перечитать книгу воспоминаний Н.С. Хрущева, подготовленную к изданию его сыном, моим старшим товарищем С.Н. Хрущевым.
Я люблю перечитывать некоторые книги, которые произвели на меня большое впечатление и которые считаю базисными. Не буду оригинальным, очень люблю Булгакова. «Мастер и Маргарита» — тонкий и многослойный роман, в котором всегда находишь что-то новое. Лично у меня восхищение вызывает эпизод в начале романа, где говорится о новой антирелигиозной поэме, написанной поэтом по заказу редактора к определенному дню: «Не известно, что больше подвело поэта, — с сарказмом замечает Михаил Афанасьевич, — изобразительная ли сила таланта или полное незнакомство с предметом, о котором он собирался писать». Как похоже это попытки некоторых наших «ученых» вскочить в отходящий поезд цифровой экономики…
Есть вещи, внешне кажущиеся легкими, например, Ильф и Петров: «12 стульев», «Золотой телёнок». Но если глубже посмотреть на процессы, которые там описаны, увидишь, как тонко подмечены важные моменты развития общества в то время. Например, концерн «Геркулес» — прекрасный образчик бюрократической структуры насквозь пронизанной очковтирательством и коррупцией.
Безусловно, литература даёт большую пищу для ума и души не только как эстетическое удовольствие, которое мы получаем от классного произведения, но и в понимании жизни. Крупные ученые, в том числе физики, которые, казалось бы, должны быть сосредоточены на сугубо материальных вещах, говорят о том, что жизнь гораздо сложнее просто физического описания. Невозможно только с помощью формул и алгоритмов адекватно описать психологические процессы, чувственные проявления. Недавно я услышал высказывание одного квалифицированного физика, который стал настоятелем монастыря. Он считает, что только 10% познания мира получил с помощью физики, остальное же — из других практик, в том числе и богословия. И я с ним согласен.
Так что, ребята, читайте больше книг — хороших и разных (но больше -хороших)!
Автор — Надежда Подколзина