А.Л. Цюрупа:
Пандемия — вызов менеджменту

Только что ВОЗ сообщила о появлении новой мутации коронавируса, более заразной и более опасной. Снова закрывается авиасообщение с некоторыми странами, забрезжил новый локдаун. Ситуация всё повторяется и повторяется, не видно конца. И представляется, что те изменения в работе компаний, которые вводились как временные, имеют перспективу стать постоянными.
Как и с любым другим кризисом, пандемия также открывает для бизнеса и возможности тоже. С учётом вывода части сотрудников на дистанционную работу становится очевидным, что функциональность компаний сильно не меняется, а значит, частично дистанционная работа становится новой бизнес-моделью. Целые направления продолжают эффективно функционировать в условиях дистанционной работы, это в первую очередь административно-управленческий персонал, в том числе юридическое, финансово-экономическое, HR направления, но это также и часть производственного персонала. Кроме того, вполне рабочей является схема организации офиса с ротацией персонала, когда нет закрепления рабочих мест за сотрудниками, рабочее место унифицировано.
Это, на мой взгляд, должно привести к уменьшению арендных площадей офисов каждой отдельно взятой компании и оптимизация расходов. Кроме того, если сотрудник постоянно работает дистанционно, без рабочего места в офисе, то совсем не обязательно, чтобы он жил в том же городе, особенно в столицах. Появляется возможность замены сотрудников по той же функции на сотрудников с меньшей оплатой труда из других городов, что также будет иметь экономический эффект.
Конечно, при распределённой структуре встаёт вопрос изменения функции управления и контроля, качества коммуникаций между сотрудниками и функциями, но это тема отдельного разговора.

Международная Академия менеджмента