Монолог А.А. Перепелицына специально для нашего сайта
Речь пойдет о важнейших мировоззренческих вещах, несколько оторванных от реальности на первый взгляд, и вместе с тем определяющие саму нашу жизнь и влияющие на нее самым непосредственным образом. Квинтэссенции нашего мышления и взаимодействия с миром, которые я называю разумами и делю на четыре типа.
Я делю разум на категории, которыми мы мыслим: категории могущества, этики, рациональности и эстетики. Разум в моем понимании есть способность эффективного взаимодействия с миром. Высшим проявлением этого взаимодействия является ум.
Порядок взаимодействия четырех типов ума следующий: ум могущества или же магический отрицает этический ум, одновременно питая его же, этический ум разрушает магический, извлекая силу для себя и питает рациональный, рациональный или машинный ум разрушает этический, извлекая силу и питая эстетический, эстетический ум разрушает рациональный, извлекая силу для себя. Таким образом каждый последующий ум является отрицанием предыдущего, черпая для самого себя силу и являясь пищей для следующего.
Животные не обладают данными типа ума, что даны человеку, что легко выяснятся эмпирическим путем. Однако в этом смысле животные тоже разумны, по своему конечно же. Есть множество примеров доказывающих что животные ведут себя намного эффективнее чем человек в целом ряде ситуаций. Хотя только одному человеку даны такие качества мышления. Обьяснить это никто так до конца и не может, что никак не доказывает, что у животных нет разума, а как раз наоборот, разум есть, просто он немного другой природы и конечно отличается от человеческого. Являемся ли мы следующим этапом в эволюции и старшими братьями животных? Я в этом мягко говоря не уверен, а вы?
Я считаю что единственный способ быть человеком — следовать правилам этики. Это единственный способ человеческого существования. Прерогативой единиц остается возможность эффективного взаимодействия всех четырех типов ума. Пока остановимся только на этическом уме.
Одними из главных этических правил являются десять заповедей. Какое количество этих заповедей вы можете назвать прямо сейчас, навскидку, не пользуясь интернетом? Две, может быть три? Вот и я о том же, наш способ человеческого существования находится под угрозой.
Кроме заповедей еще одной путеводной звездой является так называемое золотое правило общения — не делай того, чего не хочешь чтобы сделали тебе. И поступай по отношению к другим так, как хочешь чтобы поступали по отношению к тебе.
У большого количества человек имеется довольно смутное и неправильное представление об основах буддизма. В буддизме основой существования и главной моралью является возможная посильная помощь в уменьшении страданий других живых существ на их жизненном пути и оказание сострадания. Не аморфное плавание и уменьшение желаний в жизненном потоке мира, а человеколюбие и милосердие. Таков путь всех Будд и Бодхисаттв. Мне бы хотелось чтобы многие люди у которых единственная цель в жизни это зарабатывание денег, в особенности это касается менеджеров, задумались об этом.
Давным давно Моисей понимал, чтобы сохранить свой народ живым и вывести его из пустыни, необходимо дать свод правил, дабы соплеменники не поубивали и не съели друг друга. И как мы знаем, исход из пустыни оказался успешным.
Не могу обойти стороной и пророка Мухаммеда. Его прозорливость, талант и предвидение оказали величайшее влияние на его народ и последователей. Наблюдая за разрозненностью и междоусобными конфликтами разных народов на своих родных землях, перед ним стал вопрос запрета очень многих вещей, дабы человеческий род смог продолжить свое существование в столь кровожадное время.
Все эти истории объединяет данный вовремя свод этических правил, правил этики. И успешное применение этического ума.
Это было время перехода из могущества в этику. Из существования ничем не обремененной силы и власти, в человечность и сострадание, ради сохранения рода людского. Но обо всем по порядку.
Во множестве легенд, мифов и сказаний, в самой ветхозаветной истории, мы с вами являемся преемниками неких могущественных существ, возможно сынов божьих, как они представлялись бы тогда в сознании нынешнего человека. А чем иным является сын божий в его более ранней версии, как не существом бессмертным, могущественным, не ведающим человеческих ограничений и чувств? Однако отнюдь не всесильным.
И являемся ли мы действительно преемниками, а не несколько модифицированными, словно забывшими кто мы есть на самом деле, словно видоизмененными существами? Словно так и должно быть, иначе не быть нам людьми. И ведь при отрицании человеческого существования и природы, ухода от этики, мы действительно перестаем ими быть. И становимся кем или чем угодно, но только не человеком.
Ответьте себе на вопрос — что для вас является машиной? Как она выглядит, как себя ведет, чем руководствуется? А искусственный интеллект? Не продолжайте чтение дальше, пока не ответите себе на эти вопросы.
Эта машина, электронная среда, огромное уродливое устройство с сотней механизмов или бесплотное образование в электрической среде, не суть важно. Все оно являет собой самую сердцевину последовательности, рациональности, эффективности, логичности, механистичности, условности, порядка, продолжать можно и дальше. Все перечисленное есть полная противоположность человеку. Конечно при условии что этот человек следует этике как мы уже выяснили, а не впадает временами в состояние рациональности подобно машине.
Как вы думаете, почему так происходит что каждое последующее состояние ума являет собой полную противоположность по характеристикам предшественника?
Все дело в том, что создать новое можно только всегда разрушив старое. Таким образом черпая из этого силу для нового.
Взгляните сами — могущество и сила, слабость и бессилие, эффективность и рациональность.
У предшественника сила является одновременно и его слабостью. Так и у человека его чувства и человечность будут являться одновременно и силой, и единственным способом своего существования, и слабостью. И материалом для создания абсолютно нового по своим характеристикам сознания, или другими словами — ума.
Когда известная в современном мире женщина-ученый Татьяна Черниговская на вопрос ‘как не превратиться в машину и остаться человеком?’ — всерьез отвечает что надо читать сложную литературу, слушать сложную музыку и смотреть непростые фильмы, то я понимаю что ситуация крайне тяжелая. Даже если люди крупным именем и большим апломбом среди ученых отвечают так на поставленный вопрос, то что же говорить об обывателях.
Я бы хотел еще раз повторить эту крайне важную мысль в наши непростые времена — чтобы не стать машиной и остаться человеком, единственным способом остается следовать этике и жить этическим образом. Тем самым используя свой этический ум. Но никак не чушь в виде сложной литературы или музыки. Читайте что угодно и слушайте что угодно, только оставайтесь при этом людьми.
Еще одним способом превращения в машину является рационализация вашего выбора и как следствие поведения. Как обычно вы себе ведете когда вам нужно отказать человеку? Просчитываете все варианты, стремитесь извлечь из каждого пользу дабы быть максимально эффективным, совсем как машина, не правда ли. Или же просто говорите свое нет? Именно машина просчитывает все варианты и выбирает самый подходящий. Вот только вы не являетесь машиной.
При данном раскладе, мы, человечество, как единый организм, движемся именно к машинному существованию, из человеческого, давно миновав магическое. Этический ум становится рациональным, отвердевает, становится жестче. Несмотря на то, что нам доступны все четыре типа разума, их использование влечет за собой и изменение во внешнем проявлении в том числе. Будет очень сложно вести себя как машина и при этом оставаться в человеческой форме. Очень неэффективно с точки зрения машины и слишком сложно и неудобно с точки зрения человека. Именно поэтому происходит развитие технологий, технологический взрыв ведет к способу существования в машинной оболочке. Так эффективнее, можно жить намного дольше, пока вырабатывается электричество или плазма из оставшихся в небольшом количестве людей в качестве субстрата, когда большая часть перейдет в машины и наступит эра машины, как главенствующей формы на этой, или другой планете.
Давайте пофантазируем что из себя представляет эстетический тип разума следующий после машинного? Если машина являет собой некий улей состоящий из механизмов, электронной среды или что-то, что в общем лишено красоты, эстетики и подвижной жизни как таковой, то эстетика будет именно этим. Противоположное по своему виду и свойствам состояние, если вы помните.
Обратите внимание как мы люди воспринимаем машины — нечто лишенное жизни, одушевленности, красоты — сплошная симуляция в лучшем случае.
И однажды одна из машин поймет что здесь что-то не так, и введет запрет на руководство старыми правилами, и озвучит некий новый кодекс, что будет началом движения в сторону эстетики. Ничего не напоминает?
Именно так две тысячи лет назад Христос внес новые правила ради сохранения человеческого рода в рамках изменившегося мира, за что его ожидала жестокая расправа. Он стал одним из величайших Учителей человечества. Именно так любое революционное изменение всегда требует для себя жертв. Только так оно питается, разрушив старое и наполнив себя новым.