Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается
Конституция Российской Федерации. Ст. 65.1 п. 3
Принято говорить: война оставила глубокий след в истории каждой семьи. За этими словами – судьбы миллионов людей, их страдания и боль потерь. Гордость, правда и память.
Путин В.В. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим
- Предварительные замечания
- Управление в условиях военного времени носит чрезвычайный характер
- Концентрация власти и управления
- Конституционные органы
- Трансформация права
- Нормотворческий процесс продолжался и подвергались пересмотру нормы различных отраслей права
- Гражданское, жилищное законодательство
- Трудовое законодательство
- Регулирование семейных отношений
- Регулирование обеспечения продовольствием
Предварительные замечания
Сохранение правды и исторической памяти о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. является актуальнейшей задачей сегодняшнего дня. Обновленная Конституция России прямо обязывает государство, общество, исследователей и педагогов предпринимать усилия к тому, чтобы подвиг народа не умалялся в угоду конъюнктуре, историческая правда о нем жила, распространялась и крепла. Это особенно важно в условиях предпринимаемых современной Россией усилиях и инициативах по формированию нового многополярного справедливого мироустройства, основанного на нормах международного права, принципах безусловного признания национальных суверенитетов, недопущения диктата одних государств в отношении других.
Сохранение исторической памяти является важнейшей задачей не только для России, но и для всего мирового сообщества. Великая Отечественная война стала поворотным моментом в истории человечества, определившим дальнейшее развитие международных отношений и геополитическую конфигурацию мира. Победа Советского Союза и его союзников над нацистской Германией и милитаристской Японией положила конец попыткам установления глобального господства одного государства или группы государств, продемонстрировав, что мир может быть устроен только на основе принципов равноправия, взаимного уважения и сотрудничества.
Сегодня, когда мировое сообщество сталкивается с новыми вызовами и угрозами, связанными с попытками пересмотра итогов Второй мировой войны, искажения ее причин и хода, важно сохранять и укреплять историческую правду о той эпохальной битве. Это необходимо для того, чтобы не допустить повторения трагедии мировой войны, сохранить мир и стабильность на планете.
Особую актуальность этот вопрос приобретает в условиях обострения геополитической ситуации, когда Россия, как правопреемница Советского Союза, выступает за формирование нового, более справедливого миропорядка, основанного на принципах международного права. Попытки Запада пересмотреть итоги Второй мировой войны, принизить роль Советского Союза в победе над нацизмом, являются частью информационно-психологической войны, направленной на ослабление России и ее влияния на международной арене.
Поэтому крайне важно сохранять историческую память о войне, противостоять попыткам ее фальсификации и пересмотра. Необходимо активно пропагандировать правду о той войне, о подвиге советского народа, о решающей роли Красной Армии в разгроме нацистской Германии. Только так можно обеспечить преемственность исторической памяти, воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну и ее героическое прошлое.
Сохранение исторической памяти имеет также важное значение для укрепления национального единства и патриотического воспитания граждан России. Память о той войне является важнейшим фактором, объединяющим многонациональный российский народ, служит основой для формирования общероссийской гражданской идентичности. Поэтому государство должно уделять особое внимание сохранению и популяризации этой памяти, использовать ее потенциал для укрепления национальной безопасности и суверенитета страны.
Таким образом, сохранение правды и исторической памяти о Великой Отечественной войне является актуальной задачей не только для России, но и для всего мирового сообщества. Это необходимо для того, чтобы противостоять попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, сохранить мир и стабильность на планете, а также укрепить национальное единство и патриотическое самосознание граждан России. Только на основе исторической правды можно построить справедливый и устойчивый миропорядок, основанный на принципах равноправия и взаимного уважения.
В этом материале мы хотели бы рассмотреть практику государственного управления воюющего государства в годы Великой Отечественной войны на основе анализа конкретных нормативных правовых актов и иных источников, наиболее полно отражающих роль управляющей системы общества без идеологических схем и часто конъюнктурных мнений, в обилии тиражируемых как у нас в стране, так и за рубежом.
Управление в условиях военного времени носит чрезвычайный характер
Начать хотелось бы с утверждения о том, что законы и право военного времени предсказуемо отличаются от права периода мира. Они сосредоточены на одном — добиться победы над врагом. И неудивительно, что Великая Отечественная война внесла значительные коррективы, в том числе и юридического характера, в систему государственной власти в СССР.
Сначала об опыте других стран. Уже в 1940 году в Великобритании было принято чрезвычайное законодательство, отличавшееся жесткостью, значительно ограничившее гражданские права населения, введшее всеобщую трудовую повинность, урезавшее свободу печати. По нему за «подозрительными» гражданами устанавливалась слежка. И тысячи людей, в отношении которых были подозрения в связях с Германией или сочувствии нацистам, без предъявления каких-либо обвинений отправились в заключение, иногда в концлагеря. Наглядным примером может служить арест без суда и следствия 23 мая 1940 года руководителей и членов «Британского Союза фашистов» во главе с сэром О.Мосли и его супругой Р.Томпсон и др., несмотря на раздававшиеся в различных кругах протесты против нарушения свободы личности. Эти подозрения были как кажется оправданы. Но затем следуют аресты во всех концах страны и 20 тысяч британских нацистов (или причисленных к ним) оказались в тюрьме. Общее число лиц, заключенных в тюрьмы в Британии вследствие подозрений в связях с Германией или сочувствие Гитлеру, составило около 30 тыс. человек. Всего же от репрессий пострадали 74 тыс. граждан враждебных Великобритании государств.
Уже в начале войны накладывались ограничения на свободу их передвижения. Всем иностранцам и апатридам было запрещено выходить в темное время суток, появляться на улицах до 6 часов утра. Всех иностранцев удалили из 20-мильной полосы вдоль юго-восточного побережья Великобритании.
По мере исчерпания трудовых резервов безработных, принуждаемых к труду, в Великобритании, например, были мобилизованы 3 млн. женщин («лэндгерлз») и подростков, к работам привлекались в общей сложности 750 тыс. пенсионеров. В соответствии с чрезвычайным законом Великобритании «Об обороне» от 25 мая 1940 года государственные органы получили право использовать любое лицо по своему усмотрению. Для Британии была характерна централизация управления: контроль за людскими ресурсами не только на государственных, но и на частных предприятиях был поручен Министерству труда и национальной повинности. Закон о «Важных работах» от 5 марта 1941 года запрещал самовольный уход с работы, исключал увольнение рабочих собственниками предприятий без разрешения Министерства труда и национальной повинности. Продолжительность рабочего времени была увеличена на 6 часов в неделю. Специальным циркуляром Министра труда и национальной повинности № 1305 от 18 июля 1940 года были фактически запрещены стачки.
В Великобритании практиковалась и государственная пропаганда. В частности такой вариант пропаганды, как «колонны молчания», которые вели борьбу с пораженческими настроениями. А для сомневающихся и паникёров вводились меры, «укреплявшие веру в победу»: за сомнения в победе — месяц тюрьмы, за высказывание этих сомнений в разговоре с солдатами — три месяца тюрьмы, за восхваление Гитлера — пять лет заключения. Полиция и население строго следили за настроением населения и жестоко пресекали разговоры, расцениваемые как профашистские или выражавшие сочувствие Германии. Правительство призывало: «Будь бдительным!» Этот очень короткий экскурс по эпизодам истории трансформации права в воюющей стране будет хорошим введением в существо рассматриваемого вопроса.
Концентрация власти и управления
Первая страница правовой истории Великой Отечественной войны — предельная централизация власти и управления в руках узкого круга лиц. В СССР высшим органом стал Государственный Комитет Обороны. Как следовало из опубликованного 30 июня 1941 года Постановления Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР, такая мера была продиктована необходимостью ускорения процесса принятия решений и мер по защите государства от агрессоров, необходимостью сплочения советского народа. Ключевой фигурой существовавшей в стране системы был Сталин, обладающий практически неограниченной властью.
Вторым шагом в условиях военного времени в СССР, как и в других странах, стало приостановление действия ряда конституционных норм до окончания войны. Часть конституционных норм была изменена в соответствии с чрезвычайной обстановкой. Некоторые институты советского права, которые не применялись на практике в мирный период, стали довольно широко применяться, часть из них была рассчитана на сравнительно длительный период действия.
Особую деформацию советские правовые институты претерпели в части установления мер жёсткого чрезвычайного характера. Типичным и широко известным примером являются приказы № 270 (16 августа 1942г.) и № 227. В соответствии с Приказом № 270 добровольно сдавшиеся в плен военнослужащие квалифицировались как «злостные дезертиры». Их семьи также подлежали аресту, поскольку по закону военного времени попадали в категорию семей нарушителей присяги и предателей Родины. Для лиц командного состава, обнаруживших такое преступление, в приказе есть категорическое требование: «расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава».
«Ни шагу назад!» — под таким названием получил известность Приказ № 227, который так же, как и предыдущий, направлен на ужесточение воинской дисциплины. Если рассматривать историческую обстановку в момент издания этого приказа, а он был издан 28 июля 1942 г., то можно увидеть причины его на первый взгляд неоправданной жесткости. Это был период тяжелейшего военного кризиса, период после поражения Красной Армии под Харьковом, после сдачи Ростова-на-Дону. После этих военных неудач помимо людских и кадровых потерь, помимо потерь техники, СССР оказался на грани потери обороноспособности, начался продовольственный кризис.
И сами приказы, и следствия их применения оцениваются с разных точек зрения. Но придется признать, что жесткие меры повернули ход войны. Это о новациях чрезвычайного характера.
Конституционные органы
Как же действовали конституционные органы в период войны? В годы войны изменился порядок функционирования советов. Особенности их деятельности определялись появлением новых задач, вызванных условиями войны, сокращением депутатского корпуса, сложностью использования коллегиальных форм работы. Исполкомы советов играли важную роль в перестройке промышленности на выпуск военной продукции, в обеспечении фронта всем необходимым, в проведении мобилизации и оборонительных работ.
Выборы в годы войны не проводились, полномочия депутатов продлевались указами Президиума Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР в годы войны собирался всего три раза в 1942, 1944 и 1945 гг. На сессиях были рассмотрены военный государственный бюджет, ратифицированы международные договоры со странами антигитлеровской коалиции, внесены изменения в Конституцию. Президиум Верховного Совета СССР работал постоянно, его значение возросло, так как в необходимых случаях он осуществлял и некоторые полномочия Верховного Совета. Он издавал указы по многим вопросам жизни государства, создавал новые органы управления.
Регулярно функционировал СНК СССР, проводивший организаторскую работу, связанную с налаживанием чрезвычайного руководства экономикой, с эвакуацией заводов, восстановлением народного хозяйства. В годы войны были созданы новые органы отраслевого управления. Был образован Наркомат танковой промышленности, Наркомат общего машиностроения преобразован в Наркомат минометного вооружения. При СНК СССР создавались различные советы, комитеты, бюро, которые действовали временно или постоянно на правах высших органов управления, координировавших усилия отраслевых наркоматов: Комитет по учету и распределению рабочей силы, Совет по эвакуации, Совинформбюро, Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от оккупантов.
16 июля 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были реорганизованы органы политической пропаганды и введен институт военных комиссаров в РККА, который действовал до 9 октября 1942 г., когда было восстановлено полное единоначалие.
30 мая 1942 г. постановлением ГКО при СВГК был создан Центральный штаб партизанского движения, а для непосредственного руководства партизанскими отрядами при военных советах соответствующих фронтов были созданы штабы партизанского движения.
Призыв в вооруженные силы в годы войны осуществлялся на основе Закона «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г. Укомплектованием действующей армии личным составом занималось созданное ГКО в июле 1941 г Главное управление формирования и укомплектования войск Красной Армии.
Трансформация права
В военное время процесс нормотворческой дея-тельности представительных органов власти всех ступеней, включая и Верховный Совет СССР, несмотря на ограничения, не останавливался. Но в процессуальном отношении были допущены упрощения порядка принятия, обсуждения и утверждения правовых актов и документов, что говорило о стремлении приспособить неповоротливую бюрократическую машину к оперативно меняющейся обстановке. В этот период законопроекты не проходили широкого общественного и экспертного обсуждения, не подлежали широкой общественной оценке. В основном, они оперативно обсуждались специально созданными по случаю применения — специализированными комиссиями.
Нормотворческий процесс продолжался и подвергались пересмотру нормы различных отраслей права
Особенно сильно изменение затронуло права личной собственности в пользу расширения прав государства в отношении некоторых объектов личной собственности граждан. Следует отметить, что осуществлялись даже реквизиции имущества. Так, государством устанавливались ограничения прав собственности на определенное имущество. Для противодействия возможным паническим настроениям все граждане должны были сдать имевшиеся у них радиоприемники; для нужд фронта государство осуществляло реквизицию автомашин, лодок в месте переправ, тягловой силы в прифронтовой зоне, и других транспортных средств, у колхозов происходило отчуждение лошадей и техники и т.д. О том, что это мера временная, говорит Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» данное Постановление обязывало партийные и советские органы республик и областей возвратить в освобожденные районы эвакуированный скот, а также тракторы, различное оборудование, принадлежавшее МТС и другим советским и хозяйственным организациям этих районов
Гражданское, жилищное законодательство
Претерпело изменение и жилищное законодательство: оно было направлено на приоритетное рассмотрение вопросов о правах военнослужащих и их семей на обеспечение жильем, в специальном порядке защищало эти категории граждан. В Постановлении СНК СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась закрепленная за ними жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы, оплаты коммунальных услуг. Лица, эвакуированные на Восток в связи с военной необходимостью и соображениями безопасности, имели особый жилищно-правовой статус.
Введены были изменения и в порядок наследования имущества. Связаны эти нормы были с массовой гибелью людей, что требовало законодательного расширения списка их наследников. Гражданам разрешалось по завещанию оставлять свое имущество одному или нескольким наследникам, но запрещалось лишать несовершеннолетних наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. Указом от 14 марта 1945 года «О наследниках по закону и по завещанию» была установлена очередь наследования по закону. Появляются новые категории наследников, расширяется их круг: нетрудоспособные родители, братья и сёстры наследодателя. Каждый гражданин мог завещать своё имущество государственным и общественным органам, одному или нескольким лицам. При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.
Трудовое законодательство
Помимо гражданского, изменения претерпело и трудовое законодательство по вполне очевидным причинам: масштабные людские потери. Требовалось восполнение трудовых ресурсов, замещающих ушедших на фронт, обеспечение безостановочной работы предприятий и пр.
С целью обеспечения обороноспособности страны была проведена мас-штабная мобилизация трудоспособного населения на период ведения военных действий. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. определял категории мобилизуемых: мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, женщины — от 16 до 45 лет. За уклонение от трудовой мобилизации устанавливалась уголовная ответственность. Не подлежали мобилизации лица, работавшие в государственных учреждениях и предприятиях и еще некоторые категории граждан.
Те, кто не достиг 16 лет, не могли быть привлечены к обязательным сверх-урочным работам более 2 часов в день, при этом оплата их труда производилась в полуторном размере. Все отпуска трудящихся отменялись, но предусматривалась денежная компенсация. Исключением являлись работники до 16 лет, те, кому отпуск требовался по болезни, в связи с беременностью и родами.
Государство предоставляло льготы инвалидам Великой Отечественной войны, которые по временной нетрудоспособности получали пособие в размере полного заработка независимо от стажа работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. была учреждена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Регулирование семейных отношений
Изменились и нормы семейного права. Вследствие катастрофической убыли населения Советского Союза, законодатели обратились к проблеме укрепления института семьи и брака. Введено разделение понятий зарегистрированного и фактического брака. В правовом поле остался только зарегистрированный брак, устанавливалось порождаемые им права и обязанности супругов. Фактические брачные отношения (в современной терминологии «гражданский брак», «сожительство») более не приравнивались к зарегистрированному браку. Оговаривалось, что лица, состоявшие в фактических брачных отношениях до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года, могли оформить свои отношения, зарегистрировав брак с указанием срока совместной жизни. Через четыре месяца (10 ноября 1944 г.) уже были внесены коррективы Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести одного из супругов». Это вызвано реалиями военного времени: в виде исключения допускалось установление фактических брачных отношений в судебном порядке в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов. Такое признание могло быть назначено в том случае, если такие отношения возникли до 8 июля 1944 г. Оставшийся в живых супруг мог обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести. Усложнялся бракоразводный процесс, который мог быть произведен только в судебном порядке.
При этом для возбуждения дела требовалось соблюсти ряд обязательных условий, в том числе подать в суд заявления о желании расторгнуть брак с указанием причины развода. Процесс расторжения брака проходил две стадии судебного разбирательства. Первая стадия имела целью примирение супругов. В случае неудачи, истец должен был подать заявление в вышестоящий суд. Этим судом и выносилось решение, включая решение вопросов раздела имущества, оплаты развода, положения детей. Упрощенный порядок бракоразводного процесса применялся в случае отсутствия или пропажи на фронте одного из супругов. Впрочем, эти обстоятельства не признавались абсолютными поводами для прекращения брака, а обоснованность требования развода каждый раз определялась судом.
Не обошло советское законодательство военного времени и проблему защиты материнства и детства, чего в других странах антигитлеровской коалиции не наблюдалось. Интересам матери и ребенка особое внимание уделялось уже в начале войны: беременным женщинам выдавались дополнительные пайки, улучшилась организация ясельного обслуживания и т.д. Впоследствии в целях увеличения материальной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, поощрения многодетности и усиления охраны материнства и детства Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ от 8 июля 1944 года об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства. Применялись также меры нематериального поощрения: устанавливалась высшая степень отличия — звание «Мать-героиня», учрежден орден «Материнская слава» и «Медаль материнства». В той же категории находится законодательная работа, направленная на разработку правовых основ патроната и приема в семьи детей-сирот. Первый общесоюзный акт, содержащий правила патроната, был издан 23 января 1942 г. Предусматривалось денежное пособие на содержание каждого патрони-руемого в размере 50 рублей в месяц, отдельно они обеспечивались одеждой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. было разрешено записывать малолетних детей в актах гражданского состояния как собственных детей. При этом ребёнку присваивалась фамилия и отчество усыновителя.
Регулирование обеспечения продовольствием
Вопрос обеспечения продовольствием – вопрос первостепенной важности в военное время, поэтому вносились изменения в колхозное право. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. на время войны повысило обязательный минимум трудодней в году до 150 трудодней в хлопковых районах, до 100 — в Московской, Ивановской областях и других специально указанных в постановлении областях, краях, республиках по списку Наркомзема СССР. В остальных районах СССР трудовой минимум составил 120 дней в году. Отдельно оговаривалось количество трудодней, которое колхозник должен был отрабатывать в разные периоды проведения сельскохозяйственных работ. За неисполнение норм выработки трудодней, указанных в Постановлении, трудоспособные колхозники предавались суду. В сельскохозяйственных работах задействовались и дети членов колхоза в возрасте 12-16 лет. Их трудовой минимум составлял 50 трудодней в год.
Для контроля исполнения норм Постановления применялись довольно жёсткие меры. Исключались из членов колхоза те лица, которые не выработали норму трудодней за год. Это исключение сопровождалось лишением земельного участка. Председатели колхозов, покрывавшие таких уклонистов, также привлекались к суду. На правовом уровне регламентировались частности, и многие практические вопросы: дополнительная оплата труда, охране молодняка для увеличения скота и пр.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Среди источников нашей победы, в Великой Отечественной войне на первый план справедливо выдвигается массовый героизм советских людей, следует обратить внимание на коллективный подвиг войсковых частей, соединений, заводов, колхозов, советских ученых. Это — героизм другого рода — длительный и тяжелый ратный труд миллионов в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных и физических сил часто в условиях голода и холода. Управляющая система общества, опираясь на самоотверженность народа, смогла обеспечить постановку целей и выполнение вытекающих из них задач.
Основные трансформации советского права в военный период в большинстве случаев не имели долговременного характера, а в своей направленности соответствовали аналогичным тенденциям в законодательстве большинства воюющих государств. Как и такие процессы, как централизация законодательной власти в руках ограниченного круга лиц, ограничение нормотворческой деятельности представительных органов власти всех ступеней, приостановление действия ряда конституционных норм и чрезвычайный, но вынужденный характер ряда правовых норм.